Пять причин

Внимание! Если вы начали это читать, будьте любезны дочитать до конца. Спасибо.

Пять причин, почему никогда нельзя ремонтировать компьютер ( а сервера и информационные системы тем более) бесплатно

Компьютерщики, системщики, программисты… Это в нашей природе – любовь к головоломкам. Мы одержимы. Многие из нас. Мы любим сложности. Мы любим вызов. Мы расцветаем в момент нахождения ответа. Мы ненавидим беспорядок. Он не даёт нам покоя.

Мы любим восторженную похвалу. Мы любим, выглядеть рыцарем в кольчуге из нулей и единиц, который только что починил сервер, компьютер, почтовую программу или что-нибудь ещё, от чего зависит жизнь в данный момент.

Мы любим это на столько, что иногда (а некоторые почти всегда) принимаем ужасные решения. Иногда, мы работаем «БЕСПЛАТНО».

Мы все делали это. Друг, сосед, знакомый, хороший клиент, красивая девушка… Кто бы это ни был, и по какой бы-то не было причине, мы все оказывали эту медвежью услугу себе – ремонтировали что-то бесплатно. В редких случаях этот процесс сопровождался получением полезного опыта. Возможно, ваш приятель угостил вас пивом, кто-то просто сказал «спасибо». Возможно, на их лицах была улыбка и уже этого было достаточно.

Однако более вероятно, что это был пятиминутный пустячок, когда вы брались за него, но вот прошло полчаса, час… и это превратилось в обязательство. Неожиданно, не правда ли?

Есть пять причин, почему всегда необходимо брать деньги за работу

1. Сломал? Покупай!

Когда вы только преступаете к работе над, казалось бы, простой проблемой вы подписываете договор. Нет, не трудовой, конечно, а социальный. Владелец компьютера вверяет его вам. Это его малыш, а вы становитесь его доктором. Итак, вы усаживаетесь и начинаете решать проблему.

В процессе ломается что-то ещё. Вы чините то, что вас попросили починить, а что-то другое выходит из строя. В чём соль? Не вы, не владелец компьютера не замечают эту вторую поломку до тех пор, пока на следующий день владелец компьютера в гневе не позвонит и не расскажет о новой проблеме, которой до ремонта не было.

«Я думал, ты его починишь!?» - будет сокрушаться хозяин компьютера.

Это первопричина, почему необходимо выставлять счёт за починку чего-либо. Кто сломал, тот и купил. Как ни странно, но владелец компьютера ожидает гарантию на оказанную вами услугу, не смотря на то, что это ОН – тот кто получил услугу и часть вашего времени в обмен на НИЧЕГО.

2. Люди не ценят того, что достаётся им бесплатно

Я услышал эти слова от человека, который руководит бесприбыльной организацией. Представьте себе: Человек, который по жизни собирает пожертвования, откровенно сказал мне: «Люди не ценят то, что получают бесплатно». И знаете что? Он прав.

Бесплатный совет. Бесплатное обновление. Бесплатный вход. Ни что из этого не ценится. Редко хотят бесплатный совет. Бесплатное обновление это то, что вы и так в любом случае получите. Ведь так? Бесплатный вход? Группа, играющая сегодня в клубе, должно быть никакая.

Люди ассоциируют ценность сервиса с количеством денег, которые на него тратят. А как иначе вы думаете, адвокат может брать по 200 лат в час? Люди естественно полагают, что если за это просят такие бешеные деньги, то значит оно того стоит.

В итоге, если клиенты и друзья считают, что самая дорогая машина – самая лучшая то, что они думают на счёт бесплатной машины? Для вашей матери вы выберите кардиохирурга, который берёт по 250 000 лат за операцию или того, что работает за пиво?

3. Они буду ожидать этого на постоянной основе

В законе понятие прецедента жизненно важно. Судьи и адвокаты ссылаются на предыдущие дела для того чтобы решить как закон применить в этот раз, и если в предыдущий раз дело было решено в пользу обвиняемого, то и в этот раз вероятна такая же интерпретация.

Игроки, играющие в кости, смотря на предыдущее поведение кубиков, ошибочно предполагают, что удача и далее будет им сопутствовать.

Пользователи считают, что если вы когда-то починили что-то бесплатно, то и впредь вы будете это делать совершенно бесплатно. У них нет основания для того чтобы уважать и ценить те тысячи часов, что вы потратили обучаясь компьютерным наукам и бессонные ночи проведённые в интернете в поисках ответов. У них нет причин для того чтобы ценить ваши дипломы и сертификаты. Нет никаких оснований для того чтобы оплачивать ваши способности. Почему? Потому что вы сделали это бесплатно. Однажды!

В следующий раз, когда пользователи к вам вернутся, и вы попытаетесь получить оплату, они встретят вас в штыки и будут давить на жалость: «Я думал, что мы друзья». «В прошлый раз ты сделал всё бесплатно», - будут спорить они.

Дайте понять с самого начала, что это платная услуга или договоритесь о бартере. Требуйте уважения, которого вы заслуживаете. Убедитесь, что они понимают, что вы профессионал. В конце концов, в этом и есть разница между любителем и профессионалом. Профессионалы получают компенсацию за своё мастерство и знания.

4. Со временем запросы будут только расти

Проконсультируйте их по поводу формулы в Excel’e и они сбросят на вас обновление операционной системы до Windows 7, несколько вирусных заражений и сломавшийся жёсткий диск. Однажды, создав прецедент, вы породили ожидание того, что – это вы ИХ рыцарь в сияющих доспехах из жёстких дисков, и они начнут вам звонить по любому вопросу. Они будут высасывать ваше время и ресурсы и при этом не будут вам благодарны. Они будут втягивать вас в получасовые гипотетические споры а, в конце концов, не согласятся с вашим экспертным мнением.

5. Это будет вас ослаблять

Работать бесплатно не только невыгодно, но это ещё и ослабляет ваше положение в качестве профессионального консультанта. Для многих консультантов денежный вопрос – это больное место. Они высылают по почте ничего не говорящий счёт после фактического оказания услуги и ожидают, что его оплатят. Такая практика может привести к несбалансированным доходам и расходам, долгам и разорению. Всё очень просто: вы не просите оплатить счёт, вы не получаете денег. Никто не раздает деньги просто так.

Создание правильных предпосылок важно, когда вы чините компьютер клиента в первый раз, и жизненно необходимо обозначение временных рамок, в которые ваш труд должен быть оплачен. Работая бесплатно и тратя время на «сейчасябыстреньковсёпочиню» только вредит вашей способности спрашивать об оплате. Это так же вредит вашей репутации, так как клиент полагает, что если вы не берёте с него денег, то значит, что вы не знали, что вы делали или хуже того в процессе допустили ошибки.

Даже если у вас при мысли об очередной головоломке появляются бабочки в животе, спрашивайте об оплате. Делайте это заранее и открыто. Ваши клиенты воспримут это как знак уверенности в себе и своих силах.

Источник: http://www.experts-exchange.com/ITPro/Consulting/A_2111-WARNING-5-Reasons-why-you-should-NEVER-fix-a-computer-for-free.html

Это не дословный перевод, а то, как я вижу эту статью.
Я согласен с DrDamnit на 95%
Я придерживаюсь (стараюсь) этих принципов достаточно давно, раньше, чем они были сформулированы в этой статье.

Родственники, друзья, коллеги, хорошие знакомые, расслабьтесь! Вы – это мои 5% исключений =)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Проверка правописания и орфографии для Office 2013 (скачать бесплатно)

Как установить Windows Fundamentals for Legacy PCs на компьютер без FDD и CD/DVD

Edge of tomorrow